Подзабытые уже ныне постулаты политэкономии учили, что между трудом и капиталом, или, по-современному, между работником и работодателем, имеются неискоренимые противоречия. А именно, они заключаются в том, что интересы этих двух полюсов трудовых взаимоотношений диаметрально противоположны.
И, глядя на реалии, трудно с этим спорить. Наёмный работник, с точки зрения своего экономического интереса, желает получить за свои силы, знания и время, потраченные на работу, максимальное вознаграждение. Работодатель же, покупая за зарплату способность индивида к труду, выступает интересантом прямо противоположной направленности.
Третья сторона спора
Раз уж неизбежность конфликтов встроена в саму суть отношений, то в государстве, называющим себя правовым, не обойтись без третьей силы, без внешнего и не заинтересованного регулятора трудовых споров.
Кстати, уместно сказать, что сама возможность этих споров имеется потому, что свод правил, регулирующих взаимоотношения трудящихся и их нанимателей, Трудовой кодекс, выражает вполне активную позицию государства именно по защите прав работников.
Федеральная служба труда и занятости (Роструд, или, как привычнее в разговорном языке, — трудовая инспекция), это государственная служба министерского статуса, уполномоченная надзирать за соблюдением ТК и смежного с ним законодательства, и быть первой инстанцией разрешения именно трудовых споров.
Общегосударственные институты соблюдения законности, прокуратура и суд, тоже полномочны осуществлять надзор и блюсти права граждан в сфере труда, но, так уж исторически и по праву сложилось, что трудовая инспекция к народу ближе и эффективна не менее.
На что жалуемся?
Статистика обращений граждан никакой не секрет, и Роструд в открытых источниках с гордостью заявляет, что ежегодное число обращений граждан составило (за 2017 год) более 465 000, и в них
- по задержке заработной платы — 31%;
- по выплате расчёта при увольнении — 26%;
- по незаконному прекращению трудового договора — 17%;
- по незаконным удержаниям из зарплаты — 14%;
- и на прочие нарушения трудовых прав приходятся оставшиеся 12% случаев.
То есть, чаще всего до жалобы в трудовую инспекцию работников доводят нарушения статей ТК, связанных с выплатой зарплаты, т.е. 21-ой главы Кодекса. Статья 140, регулирующая сроки расчёта при увольнении, особо выделяется во второе место этого рейтинга. Среди лидеров 137 и 138 статьи, касающиеся удержаний из сумм оплаты труда. Глава же 13-ая, посвященная расторжению трудового договора, тоже на «почётном», третьем, месте среди нарушений.
Пишем жалобу: когда, куда и как
Событие, по поводу которого может быть написана жалоба в трудовую инспекцию на работодателя, должно отстоять от дня написания не позднее, чем на три месяца. Именно такой срок обжалования установлен законом. По истечении этого периода восстановление нарушенных прав будет возможно уже только через суд.
Местом обращения должно стать территориальное подразделение Роструда, его местоположение и способы связи можно выяснить на
сайте федерального ведомства. Способы обращения — стандартные, жалобу можно подать лично, направить почтой, обратиться через форму обратной связи сайта трудовой инспекции.
Вызывает справедливое опасение необходимость указания в жалобе реальных фамилии, имени и отчества заявителя. Действительно, анонимное обращение государственным учреждением рассматриваться не будет, а оглашение персональных данных жалобщика работодателю, при последующем разбирательстве, зачастую мягко говоря, нежелательно. Способ сохранить конфиденциальность прост: в тексте жалобы надо указать прямую просьбу не разглашать сведения об её авторе ввиду опасения за негативные последствия в будущем. Разумеется, эта история касается случаев, когда трудовые отношения продолжаются, иначе в такой просьбе смысла и нет.
Содержание жалобы
Установленного образца жалобы в трудовую инспекцию не существует. Поэтому следует придерживаться лишь общих правил написания документов подобного рода:
- в «шапке» указываем наименование территориального органа, куда направляется обращение, т.е., кому адресуется документ. И тут же, в заглавии, пишем и от имени кого он составлен;
- в основной части, следующей после слова «Жалоба», уместно изложить в качестве преамбулы полное наименование организации работодателя, ФИО руководителя, срок работы и наименование должности заявителя, данные своего трудового договора (если они известны);
- суть жалобы должна содержать факты нарушения трудовых прав, желательно аргументированные статьями трудового кодекса, с развёрнутым пояснением, когда, что, и в какой степени было нарушено.
Заключение обращения должно содержать просьбу, это важно. В зависимости от сути дела, она может включать ходатайство о проверке изложенных обстоятельств, о восстановлении нарушенных прав, о наказании виновных в этом нарушении, если таковые будут установлены. При желании сохранить инкогнито, формулируем отдельную просьбу о неразглашении данных заявителя.
В качестве приложений заявление можно и нужно снабдить копиями всех имеющихся документов, имеющих отношение к содержанию жалобы. Это трудовой договор, расчётные листки или банковские выписки с зарплатного счёта, приказы, распоряжения и т.п. Само собой, завершать текст обращения должны дата и подпись заявителя.
Надлежащим образом врученная жалоба будет рассмотрена Федеральной службой в течение месяца, в особо сложных случаях срок рассмотрения может быть продлён ещё на столько же.
Авторитетность трудовой инспекции чрезвычайно высока, и мало кто из работодателей готов к противостоянию с этой службой. Во многих случаях попранные права, особенно при массовых нарушениях, восстанавливаются уже на этапе телефонного звонка Роструда работодателю на предмет наличия обращения и запроса информации. Так что, жалоба в трудовую инспекцию никакая не фикция, а реальный действующий инструмент защиты интересов работников.
Секрет эффективности, повторимся, в чрезвычайной ориентированности законов о труде в социальную сторону, ограждающую от произвола и самоуправства. Зная обо всём этом, сознательный труженик может на законных основаниях отстаивать свои интересы, а тем самым и интересы остальных сотрудников своей организации просто уже силой созданного прецедента.