Административное право вообще, и Кодекс об административных правонарушениях в частности, регулируют широчайшую сферу деятельности общества. Некоторые области общественных отношений настолько сложны, что нарушение их норм затруднительно самостоятельно истолковать лицам, имеющих полномочия по надзору и контролю в какой-то отдельно взятой части права.
Кроме того, исходя из принципов неизбежности наказания за нарушения закона с одной стороны и недопущения наказания невиновного — с другой, некоторые обстоятельства правонарушений требуют усиленной квалификации с привлечением экспертного мнения или, например, дополнительного исследования в смежных областях права.
Именно поэтому в процедуры порядка привлечения к административной ответственности, в качестве одного из возможных вариантов решений по делу, входит проведение административного расследования.
Когда и как проводят административное расследование
Круг лиц, уполномоченных к принятию решения о проведении административного расследования, определён законодателем вполне конкретно. Как и области правонарушений, для которых применима эта процедура. КоАП, соответственно, в статьях 28.3 и 28.7, содержит исчерпывающие перечисления и инициаторов, и сфер применимости административных расследований. В эти списки входят до сотни пунктов, например, такие значимые как:
- трудовое законодательство;
- легализация преступных доходов;
- санитарно-эпидемиологическое благополучие населения;
- дорожное движение.
Отдельно выделяются административные правонарушения против личности и собственности, а именно побои и мелкие хищения.
Задачей административного расследования Кодекс обозначает установление и фиксирование, предметную квалификацию и оформление в соответствии со всеми процессуальными нормами обстоятельств административного правонарушения. Признаком необходимости всего этого закон определяет возникающую при процессуальных действиях потребность в значительных временных затратах, в том числе и на проведение экспертизы. На юридическом языке эти признаки именуют поводами для административного расследования.
Повод, как катализатор административного расследования
Обширность спектра общественных взаимоотношений, охватываемая административным правом, порождает и многообразие поводов, по которым может быть возбуждено дело об административном правонарушении. И, как следствие, вынесено определение о проведении расследования. Среди общих поводов статья 28.1 КоАП выделяет
- непосредственное обнаружение данных о нарушении уполномоченными на то лицами;
- поступление соответствующих материалов от госорганов или общественных объединений;
- информация от иных, в том числе физических, лиц и массмедиа.
Особенностью же административного права является наличие отдельных, «узкопрофильных» поводов, присущим специфическим областям регулирования или даже отдельным статьям Кодекса. Как пример, можно упомянуть статьи, связанные с антимонопольным законодательством или оборотом оружия.
Отправная точка расследования — определение
При наличии достоверного повода, должностное лицо с соответствующими КоАП полномочиями, выносит определение, которое и является начальным пунктом для административного расследования. Этот документ подразумевает соблюдение ряда важных формальностей наравне с любыми действиями административного делопроизводства. В частности, непременно указывается в качестве основания повод, инициировавший процессуальное действие. Письменно фиксируется в документе и факт разъяснения прав лиц, являющихся фигурантами дела. Необходимыми атрибутами определения установлены дата и место его составления, данные об уполномоченном к расследованию лице. Копия этого документа должна быть вручена фигуранту дела способом, удостоверяющим получение. Также уведомляются, при наличии таковых, потерпевшие по этому административному делу.
Далее, раскрывая тему проведения административного расследования, мы расскажем о сроках, в которые оно должно уложиться, и результатах, которые могут из него следовать.