Пожалуй, что нет такой сферы жизни, которой бы не касалось административное право. В быту, за рулём автомобиля, в бизнесе, общественной жизни — везде есть почва для законодательного регулирования, создающего порядок вещей, который ещё называют соблюдением законности.
Отклонение же от установленных норм есть не что иное, как правонарушение. Кодекс об административных правонарушениях есть не что иное, как законодательный свод этих норм. Правонарушением в административном праве будет считаться совершение действий, попадающих под формулировки Кодекса. За такими действиями и следует наступление административной ответственности.
Цель административного расследования — пресечение правонарушения и недопущение его впредь.
Порядок, в соответствие которому происходит привлечение виновных к этому виду ответственности, составляет процедуру административного делопроизводства. То есть, если выявлено противоправное деяние физического или юридического лица, то будет инициирован и произведён комплекс мер, призванных оказать воздействие на виновного. Целью этих мероприятий считается пресечение правонарушения ныне и недопущение его впредь. А так же, как пример окружающим о недопустимости подобных, противоправных действий.
Возбуждение дела
С точки зрения необходимости и достаточности, для начала административного делопроизводства необходимы два фактора
- наличие повода, как минимум, одного из перечисленных статьёй 28.1 КоАП;
- наличие и достаточность данных, которые бы указывали, что правонарушение произошло.
Отсчёт времени начала административного делопроизводства ведётся от одного из следующих событий. Это может быть факт составления протокола (об административном правонарушении, либо осмотре места совершённого правонарушения, либо о применении мер по обеспечению производства в рамках административного дела). Далее, вынесение постановления. Оно может быть вынесено прокурором, а также должностным лицом в соответствие основаниям по статье 28.1 КоАП. И, наконец, в случае проведения административного расследования, административное дело начинается с вынесением определения о его возбуждении.
Круг вершителей судеб, которым государство делегирует право блюсти закон и порядок, составлять протоколы и вести расследования в области административного права, очерчен статьёй 28.3 КоАП (ни много ни мало, в списке — 109 пунктов). Отдельно указываются полномочия на этом поприще сотрудников прокуратуры, о чём сказано там же, в статье 28.4.
Протокол и требования к нему
Столпом, или, можно сказать, что итогом административного дела является протокол. КоАП устанавливает обязательность этого документа во всех случаях, исключая возбуждение дела прокурором, разрешение дела предупреждением или постановлением, использование автоматизированных средств фиксации. Содержание этого документа крайне формализовано.
Несоблюдение формальностей протокола - повод для спора в суде!
Протоколу, как таковому, посвящен отдельный пункт статьи 28.2 Кодекса. К обязательным реквизитам закон относит данные касаемо даты документа, места его составления. К ним же относятся данные о составителе документа и о лице, нарушившем положения закона. Подлежат отражению в протоколе информация о свидетелях (при наличии таковых). Должны быть перечислены потерпевшие, если они есть. Непременно присутствие описательной части, содержащей подробные обстоятельства, при которых было совершено и выявлено правонарушение. В них входят такие, как время события, место, где оно произошло. Там же должна приводиться ссылка на законодательную норму, которая данным событием нарушена. Наравне со статьёй КоАП это может быть и норма местного закона субъекта муниципального самоуправления.
Что касается временных рамок, установленных законом, то в общем случае протокол должен быть составлен незамедлительно по обнаружению фактов, определяющих инициирование административного делопроизводства. Задержка возможна при неясности каких либо существенных обстоятельств. Например, персональных сведений об участниках правонарушения. Отсутствие таких данных позволяет ответственному должностному лицу отсрочить составление протокола на время до двух суток включительно.
Отдельно рассматривается срок составления документа, когда назначено проведение административного расследования. Тогда, протокол (если именно он, а не решение о прекращении административного производства станет итогом следственных мероприятий) составляется непосредственно после того, как расследование окончено. Этот срок уже варьируется от одного месяца до полугода.