Целью подачи жалобы на решение по административному производству является не только выражение несогласия, но и, главное, пересмотр вынесенного постановления в пользу жалобщика. Именно этой процедуре посвящена глава 30 КоАП. Её содержание крайне формализует все действия, связанные с пересмотрами, включая сроки, требования к содержанию документов, последовательность процедур на разных этапах.
Закон устанавливает два основных вида пересмотра административных дел. Обжалование может производиться в досудебном и судебном порядке. Первый вид обжалования подразумевает направление возражений по процедуре или результату расследования руководству лица, производившего расследование. Или в орган, вышестоящий над коллегиальным органом, если расследование производил таковой.
Досудебное расследование такого рода, конечно, процедурно проще, но вводит в действие фактор, который условно назовём «честь мундира». Логично, что вышестоящее руководство не будет склонно занять сторону жалующейся стороны уже в силу того, чтобы не отбросить этим тень на квалификацию подчинённых или ведомство в целом.
Возможно, что и из-за этого, в том числе, статистика утверждает, что процент пересмотренных в пользу жалобщиков решений неизмеримо выше при судебном порядке обжалования.
Пишем жалобу сразу в суд
Обращение в суд, конечно, не гарантия успеха, даже если мнение заявителя жалобы аргументировано и, как ему кажется, на 100% справедливо. Необходимо понимание, что, даже наблюдая вовсю попранные (по мнению жалобщика) права, суд должен проявить свою роль беспристрастности и незаинтересованности, и не факт, что такая позиция сыграет на руку заявителю.
По нынешним временам, сложность «доступа» в канцелярию любого суда сократилась до наличия компьютера, подключенного к интернету. Через форму обращения официального сайта соответствующего суда (а соответствие определяется по статье 30.1 Кодекса) жалобу может подать любой, умеющий обращаться с клавиатурой и мышью.
Наука написания жалоб
Как и любой формальный документ, жалоба должна быть снабжена вводной частью. В ней следует указать
- точное наименование судебного органа;
- полные данные заявителя и заинтересованного лица, это касается и физических, и юрлиц, включая адреса и телефоны для связи;
- заголовок документа с обязательным употреблением слова «Жалоба», и указанием предмета, к ней относящегося, скорее всего, это будет номер постановления и повторение заголовка именно этого документа.
За заголовком, как принято, следует часть документа с описанием обращения. Оно начинается с сути постановления по привлечению к административной ответственности и явным образом высказанного и, что важно, аргументированного ссылками на нарушенные статьи КоАП, несогласия с выводом постановления. Необходимо привести обстоятельства, по которым происходило привлечение к ответственности с акцентом на те из них, по которым возможно выражение несогласия по формальным или объективным признакам. Доказательства, имеющиеся в деле, следует интерпретировать с точки зрения отсутствия или смягчения вины, а также привести новые доводы, представляя их как вновь открывающиеся обстоятельства, позволяющие изменить взгляд на доказательства и обстоятельства в свою пользу. Подчеркнём, что эффективно, если на логический стержень основного содержания жалобы будут как бы нанизаны нарушения, допущенные на всем протяжении административного производства, с указанием того, как они могли способствовать вынесению неверного постановления.
В заключении следует указать в виде вывода ссылку на нормы КоАП, в соответствие с которыми заявитель просит привести итог административного расследования. Желаемый результат должен быть сформулирован конкретно, будь это отмена решения или прекращение дела совсем. Новые доказательства, предоставляемые в виде документов-приложений к жалобе, должны быть поименованы списком в этой же части, в заключении документа. Как и положено, завершается всё подписью заявителя и датой составления.
Строго соблюдая сроки (статья 30.3 КоАП), жалоба должна быть передана в инстанцию назначения любым допускаемым законом способом. Кроме упомянутой выше интернет-формы, это могут быть и личное обращение, и почтовое отправление.