С точки зрения права, административное дело рассматривается как непрерывное проистечение взаимосвязанных процедур. И одновременно, выделяет в обособленные группы некоторые этапы. Так, отчётливо выделена в КоАП стадия подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении, описанная статьями с 29.1 по 29.4.
И хотя подготовительные действия относятся по большей части к чиновникам и учреждениям, задействованным в процессе, но от того, как проведены соответствующие мероприятия, зависит качество предъявленного к рассмотрению административного дела. Именно на этой стадии определяется компетенция органа делопроизводства, оцениваются соответствие формы и содержания составленного протокола и наличие обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения дела конкретным должностным лицом, либо, исключающих вообще производство по данному делу. Также, здесь оценивают достаточность материалов и наличие ходатайств по процедуре или же отводов по лицам производства. Последнее особенно важно, ибо формально может предоставлять повод для отказа в ходатайствах или отводах, поданных позднее, по окончании подготовительной стадии.
Рассмотрение административного дела
Порядок этой ключевой процедуры всего административного делопроизводства определён в статье 29.7 Кодекса. Ей установлены формальные процедуры, выполнение которых, тем не менее, обязательно. Так, должно быть объявлено о том, какое дело и кем рассматривается, перечень законных оснований, по которым это происходит, удостоверяются личности задействованных лиц и легитимность представителей, выясняются причины отсутствия таковых и возможность продолжения рассмотрения в их отсутствие, во всеуслышание доводятся права и обязанности участников разбирательства. Собственно рассмотрение включает в себя:
- вынесение решений о заявленных на этапе подготовки отводах и ходатайствах;
- при наличии оснований (отводы задействованных лиц, потребность в экспертизе или дополнительных материалах, необходимость привода отсутствующего) — вынесение определения об отложении дела;
- при продолжении дела — подлежит оглашению протокол, предоставляется слово для объяснения и дачи показаний участникам разбирательства, приводятся экспертные мнения, и производится всестороннее исследование всех имеющихся доказательств.
Три вида результатов рассмотренного дела
Условно, результатами рассмотрения могут стать дальнейшее продолжение или же завершение дела. Кодекс перечисляет возможные исходы в статьях с 29.9 по 29.12.
Точка в административном производстве может быть поставлена вынесением постановления с назначенным наказанием в рамках КоАП. Это первый, и надо сказать, самый распространённый из возможных результатов административного дела.
Следом идут варианты, при которых происходит прекращение производства по делу.Постановлением дело завершается в случае его прекращения по поводу наличия обстоятельств, соответствующих статье 24.5 Кодекса (перечисляющей обстоятельства, исключающие административное производство). И таким же образом, через постановление, дело завершается, если принято решение об объявлении устного замечания. Более суровый случай — когда дело прекращается на основании того, что в процессе разбирательства в нём были усмотрены признаки преступления. Тогда, опять же через постановление, материалы прекращённого в административном производстве дела передаются органам прокуратуры, дознания или следствия.
И, наконец, решение может быть принято о передаче дела для дальнейшего рассмотрения. Это происходит, если орган или лицо, проводящее рассмотрение, убедилось в его процессе, что дело имеет иную подведомственность или требует иной компетенции. Тогда выносится определение о передаче дела по адресу. И ещё одно, дело может быть передано в инстанцию, судье или орган, у которого наличествует компетенция выносить наказание или принимать меры, соответствующие выясненным на расследовании обстоятельствам, а у органа, расследование проводившего таковых полномочий не имеется.
Обжалование решения как инструмент несогласия
Степень удовлетворённости принятым решением по административному делу — величина субъективная. И уж, поскольку участники процедуры административного разбирательства субъектами и являются, то для выражения несогласия с вердиктом закон предоставляет им механизм обжалования. Воспользоваться им могут не все участники производства, а лица, определённые Кодексом в статьях с 25.1 по 25.5.1.
Адрес для направления жалобы определяется согласно статье 30.1 КоАП, и зависит он и от того, кем вынесено обжалуемое постановление, и от вопроса, которого это постановление касается.
Так, жалобы на постановления по правонарушениям в области предпринимательства и экономической деятельности рассматриваются в арбитражном суде. Максимальные же полномочия в вопросе принятия жалоб — у районных судов, которым доверено разбираться с постановлениями и должностных лиц, и коллегиальных органов, и органов, наделённых административными полномочиями на муниципальных уровнях.
Уже из этого примерного перечисления видно, что нюансы, связанные с адресацией, составлением жалобы, соблюдением сроков и прочих формальностей достойны отдельного разговора, и мы обязательно к таковому вернёмся, чтобы раскрыть тему глубже.