Обзоры

Штраф за детское автокресло, нарушать или нет?

С момента появления в Правилах дорожного движения требований об использовании специальных технических устройств для перевозки детей в уже далёком 2006 году, горячие споры вокруг разумности этой меры периодически затухая, вспыхивают вновь и вновь. Особенно, когда в качестве катализатора диспутов происходит очередное повышение штрафов за уклонение от выполнения этих самых требований.
Отношение к безопасности у всех разное. Оно зависит и от темперамента, и от жизненного опыта, да и много от чего ещё, вплоть от склонности или не склонности индивида к фатализму. Но дело в том, что граждане, как правило, не интересуются статистикой, и потому принцип «если вчера ничего не случилось, то и завтра не случится ничего» для большинства и логичен, и приемлем. А вот статистика, обладая большими данными и оперируя вероятностями, диктует совершенно противоположные выводы. И руководствуясь именно ими, законодатель, как нам всем обычно кажется, «заворачивает гайки», создавая новые правила безопасности и ужесточая кары за их нарушения. На самом деле это не более чем усилия по сохранению жизни и здоровья, в случае детских автокресел, маленьких граждан страны.

Как по закону

Обратимся к законному источнику обязанностей водителя, Правилам дорожного движения. Последняя на текущий момент редакция статьи 22.9 в них подразделяет детей-пассажиров на две возрастные категории:
• от рождения до 7 лет перевозка ребёнка должна осуществляться только с применением детского автокресла (специальное удерживающее устройство, а трактовке ПДД). Важная оговорка по смыслу, это касается автомобилей, оборудованных ремнями безопасности. И ещё, установлено соответствие конструкции автокресла «габаритам» ребёнка — весу и росту;
• возраст 7-11 лет дает право на применение штатных ремней безопасности, которые упоминаются в контексте альтернативы автокреслу — но только касательно размещения на заднем ряду сидений. Хотите сажать подросшего ребёнка вперёд — можно, но извольте установить это самое специальное удерживающее устройство.
Для тех же, кому эти два пункта звучат неубедительно, «на помощь» приходит КоАП. Читаем статью 12.23, а именно, 3й её пункт. Штраф для водителя (не важно, ваши дети не пристёгнуты, или нет — водитель в ответе за всех) за нарушение правил перевозки детей-пассажиров установлен в 3000 рублей.
Кто интересовался ценами, поймёт, что законодатель пошёл много дальше символического порицания. Последним повышением «планки» штрафа устанавливается прямой экономический интерес. Сумма в 3000р. вполне сопоставима с затратами на приобретение детского автокресла.

И как по совести

Обратимся ещё раз к статистике. Некоторые цифры ею собираются годами, десятилетиями и не на территории одной, отдельно взятой страны, а во всех странах, по крайней мере, в тех, где автомобильное движение представляет массовое явление. И если эти цифры не способны правильно сориентировать мышление, возможно, не поможет уже ни что. Вот они: в половине случаев автоаварий со смертельным для детей исходом, ребёнок остался бы жив, если бы находился в автокресле. Тяжёлых травм удалось бы избежать в 92 случаях из 100. Сколько-нибудь значимых повреждений — в 76.
Как вам такая лотерея? Стоит она того, чтобы в неё играть? На самом деле, ничем, кроме как игрой со случаем, неответственное отношение к детским автокреслам в современных реалиях объяснить нельзя. Стоимость детского автокресла можно померить в штрафах за его отсутствие: да, это примерно один штраф. Можно — в литрах бензина, это примерно одна заправка полного бака. А сколько стоит здоровье и жизнь ребёнка, и можно ли противопоставлять их деньгам (и каким деньгам) и воле случая — каждый пусть решает сам.