Обзоры

«Период охлаждения» - возвращаем деньги за навязанную страховку!

С 01 июня 2016 года вступило в силу Указание Центрального Банка РФ N 3854-У, в соответствии с которым в 5-дневный срок Вы можете отказаться от навязанной страховки. То есть, изменились правила возврата страховых премий при досрочном отказе от договора страхования. Что это значит для клиентов страховых компаний, особенно оформивших навязанную банком страховку при получении потребительского кредита? В этом Вам поможет разобраться Ваш «ЮСТ.АС».

На какие добровольные виды страхования это распространяется?

Вы можете отказаться от большинства видов добровольной страховки – это страхование жизни, страхование от несчастных случаев и болезней, страхование имущества, гражданская ответственность за причинение вреда, страхование транспорта (КАСКО) и ответственности владельцев транспорта, добровольное медицинское страхование (ДМС), страхование финансовых рисков. А от каких страховых договоров нельзя отказаться? Будьте внимательны, если Вы хотите отказаться от дополнительного страхования жизни, которое часто предлагают вместе с ипотечным кредитом, или от полиса КАСКО в дополнение к кредиту на автомобиль. С помощью такой страховки банк снижает свои риски, и это дает ему возможность предложить Вам более выгодные условия кредитования. Возможность отказа от договора добровольного страхования (полиса) предусмотрена в течение действия «периода охлаждения».
Что страховые компании называют «периодом охлаждения»? «Период охлаждения» – это период времени с даты заключения Договора, в течение которого Страхователь - физическое лицо вправе отказаться от Договора и получить возврат всей уплаченной страховой премии при соблюдении следующих условий: заявление на отказ направлено Страховщику (почтой или лично в подразделение или офис Страховщика) в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты заключения Договора; на дату отказа от Договора (подачи заявления) не наступало событий, имеющих признаки страхового случая. Если после вступления Договора в силу Страховщик получил уведомление о наступлении события, имеющего признак страхового случая по Договору, то возврат страховой премии приостанавливается до принятия решения по событию, имеющему признаки страхового случая. В Вашем договоре может быть закреплено, что в случае отказа от дополнительного страхования даже по «периоду охлаждения» вырастет процентная ставка по кредиту или договор даже могут расторгнуть в судебном порядке. Нельзя будет отказаться от страховки, которую Вы приобретаете для путешествия в другую страну, чтобы покрыть возможные медицинские расходы. Нельзя вернуть деньги за отказ от «Зеленой карты». Для этого полиса действуют свои условия расторжения — поэтому внимательно читайте договор. Договор не расторгается, если без этого вида страховки вас не допустят к работе по профессии (аудитор, нотариус и другие). Вы не можете отказаться от медицинской страховки по «периоду охлаждения», если у Вас нет российского гражданства и Вы заключили договор медицинского страхования, чтобы получить разрешение на работу или патент.

При чём здесь банк России?

Банк России (он же Центральный Банк, ЦБ) является главным надзорным органом для всех страховых компаний. По закону ЦБ имеет право своим нормативным актом установить для страховщиков стандартные требования к условиям договоров добровольного страхования. И вот Центральный Банк такой нормативный акт принял. То есть, Указание 3854-У от 20.11.2015 будет обязательным для всех страховых компаний. Теперь по определенным видам добровольного страхования страховые компании должны будут включить в свои правила и договоры «период охлаждения». В правилах должна быть прописана возможность возврата уплаченной клиентом - физическим лицом страховой премии при его отказе от договора в течение первых 5 (пяти) рабочих дней. По своему желанию страховая компания может продлить этот срок. Главное условие для возврата страховки – это отсутствие страховых случаев за период ее действия.

Как вернуть деньги за навязанную страховку?

Отметим, что заемщикам при получении кредита чаще всего добровольно-принудительно оформляют страхование от несчастных случаев и КАСКО с неадекватными условиями. По новым правилам от страхования жизни или от несчастных случаев можно будет отказаться в течение «периода охлаждения». С КАСКО сложнее так как этот вид страхования в указании ЦБ прописан в качестве исключения, то есть обязательного «периода охлаждения» по нему нет. Вам следует помнить, что при передаче автомобиля в залог банк может обязать Вас застраховать его по КАСКО, а отсутствие КАСКО в таком случае может повлечь дополнительные проблемы (например, штрафы или неустойки за отсутствие полиса КАСКО). Данный вид страхования является добровольным. В данном случае действует норма статьи 16 Закона РФ «О защите прав потребителей», которая запрещает обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). А также признаёт условия договора, ущемляющие права потребителя, ничтожными. Но практика по данному вопросу бывает разная, также немаловажное значение имеет формулировка условий страхования в договоре. Если Ваш договор страхования попадает под правило «периода охлаждения» и срок еще не вышел, как оформить отказ? Вы подаете в компанию, у которой вы купили страховку, письменное заявление об отказе в 2-х экземплярах. На одном экземпляре, который остается у Вас, должна остаться отметка сотрудника страховой компании о принятии, с указанием даты принятия заявления. Это обязательное условие, а звонка в компанию будет недостаточно. Вы можете отправить документы по почте в страховую компанию заказным письмом с уведомлением о получении или ценным письмом с описью вложения. В описи вложения укажите, какие именно документы Вы вкладываете в конверт. Выбирайте, что Вам удобнее.
Если наша статья помогла Вам разобраться в вопросах возврата страховых премий, пожалуйста, поделитесь ею с друзьями. Пусть она поможет и им, нам будет очень приятно! Удачи Вам!
Всегда с заботой о Вас,
Ваш «ЮСТ.АС»