Авторское право мыслящей публике кажется абсолютно прозрачным и интуитивно понятным явлением. Казалось бы: вот он автор, вот его произведение, поэтому есть и авторские права на созданное интеллектуальным трудом.
Увы. Это так до той поры, пока размышления на этот счёт эфемерны и не касаются конкретики, а пуще того — денег. Обычно именно упущенный доход заставляет автора чего бы то ни было погружаться в рутину знаний и скучных правовых терминов, одновременно с тем осознавая, что за авторским правом стоит целый пласт науки юриспруденции, сотканный из законов, практики, лиц и групп лиц, сервисов, служб и организаций, так или иначе, к этому причастных.
Исторически, авторское право, в понимании правообладания результатом интеллектуального труда, сложилось вокруг литературы. От нарушений копирайта страдали и Мартин Лютер, и Пушкин, но в более-менее упорядоченную, а главное, международно признанную систему авторское право в широком, а не только окололитературном смысле, пришло с возникновением Бернской конвенции 1868 года.
Азы и принципы
Фиксация авторского права заключается в его регистрации. Ещё точнее, в регистрации факта первообладания предметом права, то есть нечто такое, что однозначно подтвердит, что
- именно вы, как автор;
- именно на определённую дату;
- именно на вот такой конкретный результат своего интеллектуального труда
предъявили, и тем самым зафиксировали своё авторское право.
Видно и понятно, что для регистрации авторского права, в каком бы виде сие действие не осуществлялось, необходимо одновременное наличие субъектов, объектов и факторов:
- самого автора;
- субъектов будущего права, являющихся результатом интеллектуального труда;
- намерения автора зафиксировать свои права.
Среди основополагающих принципов практическое значение имеют следующие два. Первый, об автоматической охране. Устанавливает аксиому того, авторское право возникает само по себе, автоматически с обличением результата интеллектуального труда в материальную форму или первым публичным его представлением. Никаких регистрирующих действий, обращений в разрешительные органы и иных формальностей для возникновения права при этом не требуется. И второй по счёту, но, пожалуй, главный по важности, это принцип презумпции авторства. Он гласит, что пока не будет доказано обратное, автором произведения считается тот, чье имя указано или оглашено при публичном представлении этого произведения.
А как у нас?
В России законодательно установлено преимущественное действие международных документов в вопросах регистрации и обладания авторскими правами. Помимо упоминавшейся уже Бернской Конвенции об охране литературных и художественных произведений, изменения в которую, к слову сказать, вносились семикратно, вплоть до 1971 года, к краеугольным камням международного авторского права относятся Парижская Конвенция об охране промышленной собственности, Пекинский договор по аудиовизуальным исполнениям и еще порядка 20 международных документов. Для администрирования и регистрационной деятельности в рамках этих соглашений, создана в 1967 году и функционирует в настоящее время Всемирная организация интеллектуальной собственности со 191 страной в составе своих членов.
В России законодательно установлено преимущественное действие международных документов в вопросах регистрации и обладания авторскими правами.
Международные соглашения, о которых мы говорим здесь, являются для России источниками авторского права, а конкретные положения и их правоприменение регламентируются 4-ой главой Гражданского кодекса. Вопросам, связанным с авторским правом, там посвящено, ни много ни мало — 326 статей (для сравнения, право собственности описывается сотней статей). Среди них, и это важно, статьёй за номером 1257 закрепляется концепция презумпции авторства, упоминавшаяся выше.
Способы фиксации авторского права
Применение на практике общих принципов международного права и конкретных определений отечественного законодательства для фиксации первообладания результатом интеллектуального труда основано на проверяемом технически факте владения предметом авторского права в какой-то конкретный момент времени. Классика жанра, вошедшая в анналы и, кстати, актуальная и на сегодня, — это отправка рукописи (классика же) самому себе почтой. Опечатанная упаковка почтового отправления с датой на штемпеле послужит отличным доказательством в любом споре, в том числе и судебном.
Депонирование
, или иначе, регистрация произведения тоже имеет исторические корни. Но если раньше предмет авторского права в виде копии вручался авторитетному гражданину или учреждению с непререкаемой репутацией, то теперь под депонированием понимается вручение копии произведения специализированной на такой деятельности организации. Самыми респектабельными в этой сфере учреждениями считаются РАО (Российское авторское общество), Российская (бывшая Ленинская) государственная библиотека, Российское авторско-правовое общество «Копирус». Взамен на передачу им оригиналов, копий, первых экземпляров произведений, регистраторы вносят запись в соответствующие реестры и выдают автору свидетельство о свершении такого факта, где отражается коротко информация о содержании произведения, дата, имя автора. Нюанс депонирования заключается в том, что подлинность информации о произведении, приведённой в заявлении на депонирование, регистратором не проверяется. Следовательно, всей этой процедурой удостоверяется лишь то, что в определённый момент времени автор указал себя владельцем некоего предмета авторского права.
При нотариальном заверении произведения нотариусом подтверждается дата представления материалов, претендующих на фиксацию авторского права, при наличии копий удостоверяется их тождественность оригиналу, идентифицируется с гражданином и заверяется подпись автора. В целом, юридический результат нотариального заверения такой же, как и у депонирования. Разница лишь в доступности регистратора, а зафиксировать авторство можно у любого нотариуса, и в отсутствии свидетельства о регистрации.
В качестве приметы современности отмечаем, что при помощи нотариуса можно получить протокол осмотра интернет-страницы. Такой документ будет документальным подтверждением нахождения определённого контента по конкретному интернет-адресу в момент времени, соответствующий дате осмотра. И не зависимо от наличия в дальнейшем этой информации в сети, факт её нахождения будет удостоверен и зафиксирован.
К современным отнесём такой способ фиксации авторского права, как публикация произведения или информации о нём в виде статьи под своим собственным именем в электронных СМИ. Это могут быть и сетевые версии обычных журналов, и специализированные сервисы от глобального «Amazon.com» до различных самиздатовских порталов Рунета. Факт регистрации на таком сервисе и нахождения там авторского контента сам по себе будет доказательством прав автора.
Как видите, заявить о своем праве на результат интеллектуального труда совершенно не сложно и не затратно ни по усилиям, ни по финансам — стоимость описанных здесь способов фиксации не превысит на сегодня 3000 рублей. Важно лишь, уяснив суть презумпции авторства, не медлить и зафиксировать своё право доступным, или удобным лично вам способом. И вместе с пожеланием творческих успехов уместно пожелать авторам произведений и расторопности в вопросе обеспечения своих, авторских прав.