Обзоры

Высшая инстанция прав человека. ЕСПЧ.

«Я буду жаловаться! В суд по правам человека!» — это можно сказать, и крик души, и метафора отчаяния, которые вырываются в минуту безысходности, когда кажется, что на происходящее уже нет никакой управы, а на справедливость — надежды.
Сама фраза и потенциально возможная ситуация пожаловаться куда-то в Европу обрели даже, пожалуй, ироничный ореол со смыслом поговорки «пойди туда, не знаю куда...». На самом же деле, мало кто задумывается, что все страны, называющие себя цивилизованными, так или иначе, но признают главенство международного права и межгосударственных обязательств над внутренним.
Боле 700 миллионов человек в 47 странах, 9% населения Земли находятся под защитой ЕСПЧ
И, как бы далеко от французского Страсбурга не находился наш Владивосток, решения того самого суда из крика отчаянья, Европейского Суда по правам человека (общепринятая русскоязычная аббревиатура — ЕСПЧ), даже для его жителей могут стать последней инстанцией в помощи и восстановлении справедливости. Как и для жителей многих тысяч городов из сорока семи государств, признающих Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Приверженность принципам этого документа заявляется всеми этими странами в собственном судопроизводстве, общественной и социальной жизни.

Что защищает ЕСПЧ

Защита прав человека во всё времена существования Европейского Суда была его основной задачей. Однако, какие именно из прав подлежат защите, где территориально, каковы инструменты защиты и каков их объём — всё это было предметом дискуссии не только в период создания, но и в течение полувека существования этого института.
Мнения договаривающих сторон, стран-участниц, колебались вокруг двух концепций. Первая, это максимальная конкретизация полномочий, процедур и решений. А вторая, наоборот, склонялась к обобщённым и рекомендательным методам и способам. Компромисса, хотя и не сразу, достичь удалось, и на сегодня ЕСПЧ может следующее:
  • рассматривать обращения граждан в форме жалоб на нарушение их прав, осуществлённое государством по месту их проживания и в любом другом месте;
  • рассматривать жалобы одного государства на другое по вопросам соблюдения прав людей;
  • фиксировать факты нарушений прав отдельного человека и присуждать пострадавшей стороне материальную или/и моральную компенсацию;
  • давать толкования и разъяснения по содержанию «Конвенции...» в свете их применимости вообще и в правовой практике государств, а так же комментировать свои предыдущие решения;
  • определять проблемные векторы в вопросах применения законов отдельными странами. Основываясь на массовом характере однотипных отклонений от норм прав человека в пределах контролируемых государствами территорий, добиваться от участников «Конвенции...» устранения системных пробелов в собственных законодательствах;
  • в тандеме со специальным исполнительным органом аппарата Совета Европы — Комитетом министров Совета — контролировать выполнение ответчиками решений Суда.

Об истории страсбургского правосудия

Не такой уж пространный перечень полномочий, всё-таки, охватывает широчайшую сферу жизни и отдельных людей, и государств. Это результат усилий идеалистов и прагматиков, озабоченных мечтами о лучшем мироустройстве и напуганных бескрайними проявлениями бесчеловечности и насилия во время Второй Мировой войны.
Предтечей создания европейского института, призванного быть высшей и межгосударственной инстанцией по вопросам, касающимся прав человека, было такое достижения мирового сообщества, как создание послевоенной Организации Объединённых Наций. Сыграли роль, также, результаты осудившего военных нацистских преступников Нюрнбергского процесса. Ещё одной важной предпосылкой стало появление на свет Всеобщей декларации прав человека, состоявшееся в 1948 году.
Далее, знаковыми вехами при становлении Европейского Суда стали следующие события:
  • В 1949г. создаются, вдогонку вновь образованному межъевропейскому объединению десяти стран — Совету Европы, его Устав и, одновременно и тоже вслед Всемирной декларации, пилотная версия Европейской конвенции по правам человека;
  • широкие общественная и правительственная дискуссии по механизму устройства международной структуры контроля и по составу перечня гарантированных человеческих прав, завершились в 1950 году подписанием «Конвенции...» членами Совета Европы;
  • 1953 год — дата ратификации документов последней из 10 стран-участниц процесса, Люксембургом;
  • в 1959г. состоялись выборы первоначального состава Суда, в течение этого же года полностью разработан его регламент;
  • 1960г. ознаменовался вынесением первого решения, что положило начало практической деятельности нового межгосударственного судебного института.
Вопросы прав человека рассматривались внутри триединой структуры Комитет министров Совета Европы — Европейская Комиссия по правам человека — ЕСПЧ до самого1998г. Тогда компетентность Комиссии, как составляющей этого треугольника, путем реформы была исключена. Считается, и количество рассмотренных дел подтверждает такой факт, что после этого работоспособность структуры в целом резко повысилась.

Общепризнанные человеческие права, как сфера защиты

Отталкиваясь от положений «Конвенции...» и содержания Протоколов, расширяющих её пункты, опираясь на созданные уже прецеденты, и основываясь вперёд прочего на понимании и принятии факта того, что у каждого человека есть права по факту рождения, ЕСПЧ осуществляет:
  • защиту принадлежащих всем людям их врождённых прав на жизнь и свободу, гарантию неприкосновенности личности, повсеместное запрещение принуждения к труду и использования рабства;
  • надзор за юридическими гарантиями справедливости, как то: наказание исключительно по действующему закону, право на непредвзятое разбирательство в судебных инстанциях, обеспеченное доступным применением правовой защиты, недопустимость использования пыток и унижения для получения доказательств, невозможность быть наказанным более раза за одно и то же правонарушение, доступность процедур обжалования приговоров по судебным, и особенно — уголовным делам, на соразмерную компенсацию при допущении судебной ошибки;
  • защиту элементарных социальных гарантий: возможность заключения брака совершеннолетними гражданами при обоюдном их согласии с равными правами в семейных отношениях, неприкосновенность частной, равно и личной жизни, гарантия свободы передвижения, обеспечение возможности получения образования;
  • в области демократических гарантий, защита прав на свободные, более чем из одного кандидата, выборы правительств, на беспрепятственное осуществление собраний, создание мирных объединений, возможность свободного высказывания мыслей, выражения мнений, свобода совести, веры, исповедования религии;
  • отдельными и особо дискутируемыми из гарантируемых прав стоят запрещение дискриминации по любому признаку и защита собственности.

Подсудность ЕСПЧ

Страсбургский суд принимает жалобы от отдельных физлиц, групп (объединений) граждан, общественных организаций. Государства могут быть и объектами, и субъектами жалоб в этот суд. Ответственность государств, в толковании ЕСПЧ, распространяется не только в пределах их государственных границ, но и на подконтрольные им территории.
Важным моментом в юрисдикции ЕСПЧ выглядит защита прав, как прямых жертв нарушений, так и косвенных, т.е. таких, как члены семей пострадавших. Отдельно от них существует понятие потенциальной жертвы, когда высока вероятность наступления обстоятельств, в которых с неминуемым риском будут нарушены права человека.
Одним из постулатов наличия повода для подачи жалобы в Европейский Суд есть признак исчерпания возможности эффективной защиты человеческих прав непосредственно в пределах национальной юрисдикции. Получается, что гражданские дела (в рамках осуществления гражданского судопроизводства) получают шанс на внимание ЕСПЧ после истечения полугодового срока кассационного определения, вынесенного судом 4-ой инстанции, т.е. Верховным судом для Российской федерации. По уголовным и административным судопроизводствам жалоба на их результат возможна после рассмотрения апелляций, т.е. уже после 2-ой инстанции, по делам арбитражного производства между хозяйствующими субъектами полной определённости в этом моменте на сегодня нет, но наиболее вероятно, что это так же будет возможно по факту решений Верховного суда.

Только факты

За время своего существования ЕСПЧ вынес свыше 43 000 решений, подавляющее большинство — после реформы 1998 года. Основные «клиенты» Суда, в адрес которых подавались жалобы и принимались постановления (не менее трети общего числа) — это Турецкая республика, Польша, Российская Федерация и Италия. Очередь из жалоб достигает 70000, и примерно для каждой пятой из них выносится вердикт с отказом по разным причинам. Всего состав Суда насчитывает сорок семь судей, по одному от каждой страны, судья ЕСПЧ назначается на должность выборами. Срок полномочий избранников ограничен девятью годами.
Признание Судом нарушения прав человека имеет несколько следствий. Вопреки распространённому мнению, оно не всегда влечёт назначение компенсации в виде выплаты денег пострадавшему. Распространённой практикой также является признание достаточной компенсацией самого факта вердикта ЕСПЧ, подтверждающего нарушение прав. Кроме того, практикуется уведомление государства-виновника с обязательством устранения нарушений.
Цифры статистики по работе Европейского Суда наглядно иллюстрируют жизнеспособность этого международного института и демонстрируют соответствие декларируемым задачам. Трудности, связанные с бюрократизацией процесса европейского судопроизводства межгосударственного уровня имеют, конечно же, место, но более связаны с временными лагами документооборота. Принятие решений осуществляется, хотя и медленнее, чем хочется заявителям. И тот показатель, что поток жалоб не иссякает, а лишь только растёт, красноречивее всего говорит, что как высшая инстанция европейского правосудия, ЕСПЧ соответствует чаяньям потерпевших и не нашедших справедливости в национальных юридических системах.