+7 499 705 1345 Пн.-Пт.: с 09:00 до 18:00

Юридическая Компания «ЮСТ.АС»

Суды Договоры Юридическое обслуживание

/ / Законно ли отключать горячую воду?

Законно ли отключать горячую воду?

Привычка к благам цивилизации, особенно в городской жизни, настолько укореняется в сознании, что выпадение из круга доступности даже одного из коммунально-бытовых удобств вызывает ощутимый дискомфорт, заставляет нервничать и переживать. Самое показательное в этом смысле, это отключение горячей воды при централизованном водоснабжении. Казалось бы, это не электричество, не газ и не холодная вода, исчезновение которых доставит реальные затруднения в повседневных делах. Вроде бы, горячая вода в кране — это просто дополнительное удобство, ведь всегда можно нагреть нужное её количество самостоятельно.

Но нет, уже только прочитав объявление на подъезде о предстоящем отключении ГВС, люди начинают расстраиваться, делиться новостью друг с другом, наводить справки у коммунальщиков и жаловаться. А действительно, законно ли поступают поставщики услуг, заставляя жильцов квартир вспоминать про вёдра с водой на плите, кипятильники и непредусмотрительно не установленные проточные электроводонагреватели?

О чем говорят законы.

Правовую базу для поставки коммунальных услуг вообще, и горячей воды в частности, гражданам составляют:

  • Жилищный кодекс;
  • Правила предоставления коммунальных услуг;
  • СанПиН 2.1.4.2496-09;
  • Федеральный закон о водоснабжении и водоотведении.

В 21-ой статье последнего буквально сказано, что поставщик горячей воды имеет полное право временно прекращать или иным образом ограничивать подачу в случае аварии на сетях, устранения последствий аварии, существенного снижения качества воды, при подаче воды на тушение пожаров. Открыв следом Правила, в 1-ом же приложении к ним читаем, что горячая вода должна поступать в наши квартиры непрерывно, максимум, прерываясь на 4 часа за одно отключение в обычных случаях, и не более чем на 8 часов за месяц. Лишь в исключительных с технической стороны вопроса ситуациях допускается перерыв ГВС на сутки.

Цитируемые Правила нормируют перерывы в случаях неотложных работ, связанных с устранением аварий. Как бы не были неприятны такие отключения, обычно внезапные и как всегда — не к стати случающиеся, они всё же кратковременны. Хуже дело обстоит, когда перерыв в подаче воды уходит в недельные перспективы, именно такие отключения самые неприятные.

Как ни странно, и они законны, в пределах двухнедельного срока. Упомянутые выше санитарные правила, СанПиН 2.1.4.2496-09, содержат пункт, где сказано: в случае проведения ежегодных профилактических ремонтных работ отключение систем ГВС не должно превышать 14 суток. Ключевыми словами здесь выглядят слова «профилактических» и «ежегодный». То есть, такое длительное неудобство жильцы могут испытывать не чаще раза в календарный год. И ремонтные работы должны носить профилактический характер.

Из последнего рассуждения следует важный практический момент. Как любое техническое сооружение, инженерные системы приготовления и доставки горячей воды изнашиваются и рано или поздно наступает момент необходимости уже капитальных работ на магистралях и в котельных. И хотя напрямую сроки проведения такого рода ремонтов не прописаны, они могут длиться более 14-дневного срока, определённого для профилактик. Это, с одной стороны, понятно по определению. С другой — существует судебный прецедент в виде решения Верховного суда одного из российских регионов, подтверждающий законность более длительного отключения ГВС. В нём сказано, что при проведении трудоёмких работ капитального характера по предварительно составленному плану и в соответствии с требованиями отраслевых и ведомственных норм к составу и объёму этих работ продолжительность ремонта может превышать 14 дней.

Как видим, отключение горячей воды действительно может быть долгим, и на вполне законных основаниях. Но не стоит, конечно, взирать на это молча и ждать истечения сроков, чтобы начать жаловаться на недобросовестных коммунальщиков. Вполне корректной линией поведения неравнодушного потребителя будет проявление беспокойства путём периодических телефонных звонков своей управляющей компании, диспетчерской службе ГВС на предмет продолжительности ремонта. Как ни странно может показаться человеку, далёкому от коммунальной кухни, количество таких обращений сильно влияет на расторопность исполнителей, игнорироваться они точно не будут и впустую не пропадут. И, возможно, это будет наилучшим вашим вкладом в скорость завершения ремонта и возвращению всех удобств на ваши кухни и ванны.