Суды Договоры Юридическое обслуживание
В административное делопроизводство априори заложено противоречие, заключающееся в приоритете сжатых сроков, определённых законом для его осуществления, над набором процессуальных действий, установленных в качестве инструментов для установления полноценной и доказательно обоснованной картины правонарушения.
Можно сказать, что налицо классический конфликт между юридической теорией и жизненной практикой. Срок в один месяц, установленный в общем случае законом для проведения административного расследования, может быть легко исчерпан, например проведением технической экспертизы при ДТП. Как же тогда быть с другими, будь они необходимы, процессуальными действиями? Или, скажем, с формальностями, связанными с делопроизводством, как с таковым.
КоАП посвящает целую главу (№ 26) предмету доказывания и видам доказательств. Это является синонимом и тем методам, при помощи которых это осуществляется.
Краеугольным камнем процессуальных действий в процессе расследования остаётся получение объяснений. Они могут приниматься как в устной, так и в письменной форме, как от лица, по отношению к которому осуществляется производство, так и от потерпевшей стороны, равно, как и от свидетелей. Общий порядок этих действий, оформление и применимость в качестве доказательства описаны в статье 26.3 Кодекса.
Для других, более специализированных видов действий, КоАП отводит по целой отдельной статье:
Из изложенного выше видно, что перечень процессуальных действий при расследовании широк, но всё же конечен. Этим в правовое поле заложена ещё одна коллизия, связанная с приобщением к делу доказательств, полученных отличными от прямо перечисленных Кодексом видами действий. Попросту говоря, их допустимость может быть оспорена по формальному признаку несоответствия.
Как уже упомянуто выше, общеустановленный срок для проведения административного расследования не может превысить 1 месяц, начало отсчёта — момент возбуждения дела.
Исключением из этого правила, т.е. допустимым при наличии особых обстоятельств увеличением срока административного расследования, КоАП определяет ещё один месяц для всех случаев административного производства. Полномочия для этого предоставляются руководителю органа, ведущего данное дело. Более длительным, до полугода, может быть продление дел, связанных с нарушениями таможенного законодательства, правил дорожного движения и законодательства в области азартных игр. Об этом полномочны принимать решения руководители ведомств, вышестоящих над учреждением, ведущим расследование.
Продление срока оформляется совершенно аналогично инициативе о начале административного расследования — вынесением определения, с аналогичными же реквизитами документа. И таким же образом осуществляется информирование всех заинтересованных фигурантов дела. Все формальности, связанные с увеличением срока указаны в составе статьи 28.7 Кодекса.
Цель расследования — установление фактов. Факты могут, как подтверждать вину, так и внести сомнения в её наличии, а то и вовсе — опровергнуть. Факты, кроме того, могут указать на смягчающие или отягчающие обстоятельства. Вся совокупность таких собранных доказательств в административном расследовании порождает один из двух, образно говоря, вердиктов, прописанных в пункте 6 той же статье (28.7) КоАП. При наличии виновности дело кончится составлением протокола об административном правонарушении. В обратном же случае будет вынесено постановление о прекращении дела об административном правонарушении. Как говорится, третьего не дано.