+7 499 705 1345 Пн.-Пт.: с 09:00 до 18:00

Юридическая Компания «ЮСТ.АС»

Суды Договоры Юридическое обслуживание

/ / Электронная подпись: волшебная палочка в виртуальном пространстве

Электронная подпись: волшебная палочка в виртуальном пространстве

Еще совсем недавно совершение юридически значимых действий в виртуальном пространстве казалось чудом, и любая потребность, будь то получение паспорта, предоставление налоговой отчетности или подача документов в суд, непременно ассоциировалась с бесконечными очередями к маленькому окошку. Но развитие новых технологий, захлестнувшее современный мир электронными устройствами на все случаи жизни, не прошло мимо правовой сферы, предоставив гражданам возможность подписывать многие документы не выходя из дома. Как работает электронная подпись, где ее можно применять, а также как получить эту современную волшебную палочку - расскажет Ваш «ЮСТ.АС»!

Что такое электронная подпись и как ее использовать?

ЭЦП

Для ответа на этот вопрос нужно обратиться к положениям Федерального закона «Об электронной подписи», вторая статья которого содержит достаточно запутанное определение интересующего нас понятия: электронная подпись — это информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию. В этом определении можно выделить три самых важных аспекта, которые необходимы для понимания сути электронной подписи: как и обычная, электронная подпись проставляется на определенном документе; при этом такой документ существует в электронной форме; · вопреки первой рождающейся ассоциации, электронная подпись — это не множество высвечивающихся на экране монитора завитушек, повторяющих обычную рукописную подпись гражданина; напротив, электронная подпись представляет собой совокупность буквенных и числовых символов и не содержит какого-либо творческого элемента; · электронная подпись предназначена для подтверждения того, что документ подписан конкретным лицом.

Электронная подпись: какую выбрать?

Законодательством Российской Федерации предусмотрено существование различных видов электронной подписи: простая, усиленная неквалифицированная и усиленная квалифицированная. Чтобы понять, потребность в какой из них может возникнуть конкретно у Вас, рассмотрим особенности каждого из перечисленных видов.

Простая электронная подпись является наиболее простым способом подписания электронных документов и чаще всего используется для коммуникации в виртуальном мире. Несмотря на устрашающее название, в арсенале каждого современного человека имеется подобное средство, помогающее понять то, что направляемые в сети Интернет сообщения исходят именно от него. В обычной жизни простая электронная подпись существует в виде электронной почты и аккаунтов в социальных сетях, сайтах. Помимо повседневного применения простая электронная подпись может также использоваться для достижения желаемых правовых результатов. Так, например, указанный вид электронной подписи лежит в основе личного кабинета налогоплательщика, через который можно получать информацию о суммах начисленных и уплаченных налоговых платежей, о наличии переплат и задолженности по налогам перед бюджетом; оплачивать налоговую задолженность и налоговые платежи; использовать иные электронные сервисы налоговой службы. Также рассматриваемый вид подписи позволяет пользоваться некоторыми ресурсами Портала государственных и муниципальных услуг, а именно: делать запросы, получать справочную информацию.

Процесс создания рассматриваемого вида электронной подписи максимально прост: чаще всего для этого достаточно указать фамилию, имя, отчество, дату рождения, номер телефона, а также придумать логин и пароль. После совершения указанных действий любому пользователю сети будет понятно, с кем он имеет дело, ведь вся осуществляемая Вами активность будет «маркироваться» Вашем именем (чаще всего — фамилия, имя, отчество; но также могут использоваться иные данные).

ЭЦП

Усиленная неквалифицированная электронная подпись используется не только в целях идентификации лица, совершающего определенное юридическое действие, но и в целях защиты электронных документов от внесения несанкционированных изменений. Данный вид электронной подписи получил наибольшее распространение в деятельности профессиональных участников оборота: юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В этой среде усиленная неквалифицированная подпись применяется для того, чтобы при общении с контрагентами сохранить документы в исходном виде и предотвратить внесение в них изменений.

Для создания усиленной неквалифицированной электронной подписи используются специальные компьютерные программы, с помощью которых осуществляется шифрование электронного документа, а также фиксация создателя электронного документа (ознакомиться с перечнем программ можно на сайте http://iecp.ru/).

Усиленная квалифицированная электронная подпись в виртуальном мире имеет силу, равную подписи, совершенной лицом собственноручно. Именно поэтому с помощью такой подписи можно совершать абсолютно любые юридически значимые действия не выходя из дома: подавать документы в электронной форме, участвовать в электронных торгах, подписывать заключаемые договоры и т. д. Безграничность тех юридических действий, которые могут быть совершены при помощи усиленной квалифицированной электронной подписи, влияет на сложность процесса ее получения. Для этого необходимо сделать запрос на предоставление электронной подписи (можно использовать удобный ресурс - http://iecp.ru/ либо непосредственно обратиться в удостоверяющий центр), предоставив следующие документы:

  • заявление на изготовление электронной подписи;
  • паспорт будущего владельца электронной подписи;
  • СНИЛС будущего владельца электронной подписи;

Для юридического лица дополнительно необходимо предоставить выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, а также свидетельство о государственной регистрации юридического лица. В течение 1 дня с момента обращения удостоверяющий центр выдаст Вам ключ электронной подписи — уникальную последовательность символов, которая записана на специальном устройстве, по виду напоминающем флешку, а также сертификат ключа проверки электронной подписи — документ, подтверждающий, что Вам принадлежит право на использование соответствующей электронной подписи.

После совершения всех этих действий счастливому обладателю квалифицированной электронной подписи больше не придется тратить время и силы на то, чтобы ездить в государственные органы, ведь при наличии электронной подписи связь с ними может осуществляться напрямую из Вашего дома или офиса.

Надеемся, что наше небольшое знакомство с электронной подписью поможет Вам наиболее эффективно использовать доступные Интернет-ресурсы, а также снижать временные затраты на достижения положительных правовых результатов!

Всегда с заботой о Вас,

Ваш «ЮСТ.АС»