+7 499 705 1345 Пн.-Пт.: с 09:00 до 18:00

Юридическая Компания «ЮСТ.АС»

Суды Договоры Юридическое обслуживание

/ / Досудебное урегулирование споров — не миф, реальность

Досудебное урегулирование споров — не миф, реальность

При наличии конфликта такой степени накала, что впору идти в суд, не взирая ни на что, не следует упускать из виду важное обстоятельство: в целом ряде случаев законодатель обязывает стороны спора сделать попытку самостоятельно найти компромисс до момента обращения в судебные инстанции. Коммерческий договор между сторонами также может содержать положение о досудебном урегулировании споров по этому контракту, и тогда претензионный порядок становится обязательным для сторон безотносительно причин, установленных законом.

Досудебное урегулирование споров

Тем не менее, при спорах по предметам, связанным с качеством предоставления услуг туристического обеспечения, пассажирских и грузовых перевозок, экспедирования грузов, связи и почты досудебный поиск компромисса вменён законом в обязательном порядке. В сфере деятельности власти и госаппарата, до судебного обращения истец обязан предпринять усилия по внесудебному урегулированию споров, связанных с:

  • исполнением поставок и иных контрактов для государственных, равно и муниципальных нужд;
  • исполнением решений фискальных органов касаемо платежей, действий, информирования;
  • взысканием фискальных, равно и таможенных платежей;
  • обжалованием решений о регистрационных действиях, результатах проверок, содержании требований фискальных служб.

Перечень обязательных досудебных действий дополняется спорами вокруг претензий по обязательному заключению договоров, по расторжению их или изменению, по расторжению договоров найма и аренды, ведению банковских счетов, по выплатам алиментов, страховых платежей ОСАГО, по нарушению исключительности прав.

Справедливости ради отметим, что редкий современный договор не содержит пунктов о досудебном и/или претензионном урегулировании. Установить возможность, и даже обязанность обмена претензиями перед переводом конфликта в «горячую» судебную фазу, считается хорошим тоном и рациональной практикой делового оборота.

Когда одной из сторон спора выступает должностное лицо или орган государственной власти, то досудебным действием будет подача и рассмотрение жалобы, направленной в вышестоящую инстанцию. Для должностного лица это будет его руководство, для учреждения — вышестоящее подразделение одноимённой службы. Такой порядок урегулирования спора называется административным.

При спорах, где стороны — граждане и организации, основным действием по досудебному урегулированию является направление претензий, писем, жалоб и заявлений. Такое оспаривание действий или бездействия в отношении договорных обязательств, ситуаций, связанных с расторжением, заключением, изменением договоров, собственно, и называется претензионным.

Есть претензия — есть дело

​Факт предъявления претензии требует документирования. Возможно, конечно, и проведение устных (например телефонных) переговоров по спорным моментам. Но если переговоры окажутся в тупике, даже запись их проведения затруднительно превратить в доказательство того, что стороной предприняты все доступные ей усилия. Поэтому писать надо обязательно, переписку фиксировать и запасаться доказательствами получения отправлений адресатом. Такие документы, в случае чего, однозначно подтвердят суду, что до обращения сюда сторона сделала всё, что могла: напоминала, требовала, добивалась выполнения законных требований всеми способами, какими могла.

Нужно не забывать, что претензия должна содержать определённую информацию, обеспечивающую исчерпываемость и однозначность заявляемого требования. В общем случае минимум таков: максимально подробные данные адресата претензии; данные отправителя; обстоятельства и суть спора, аргументация (ссылка на содержание документа, закона, договора), обосновывающая требования стороны-истца; суть требований и расчёт, если требования денежные; разумный срок удовлетворения претензии, как правило, это месяц, если законом или договором не установлено иное.

Можно и иначе

Не стоит сбрасывать со счетов и иные возможности полюбовно договориться перед обращением в суд. Переписка и переговоры — не только способы делового общения, но и инструмент урегулирования спора, помогающий выслушать, понять и достигнуть взаимоприемлемого решения порой в самых трудных ситуациях. Замечательно, когда устраивающий всех результат удастся задокументировать итоговым протоколом или соглашением.

Юридическим же действием, закрепляющим результат удачных переговоров, переписки, обмена претензиями является заключение мирового соглашения по спорному вопросу.

Особняком от всего ранее упомянутого стоит процедура медиации, когда урегулирование спора стороны доверяют незаинтересованному и независимому посреднику. Ввиду того, что кроме лица-арбитра, сторонам нужно добровольно прийти к соглашению еще по ряду организационных вопросов, этот способ урегулирования на практике встречается редко.